Уважаемые родители, мне хочется поговорить с вами о том, как влияет театрализованная деятельность на личность ребенка.
Дети все разные: есть застенчивые, неуверенные в себе, некоторые наоборот, ведут себя очень демонстративно, требуя, к себе повышенного внимания, не умеют уступать друг другу. Играя с детьми, можно решить эти проблемы. И здесь нам помогут игры в «театр». Ставя маленькие спектакли, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, где дети сами изображают персонажей сказок, в других персонажами становятся их игрушки, можно решать проблемы, связанные с личностным развитием ребенка.
В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста, театрализованные игры рассматривают как действенное средство всестороннего развития личности, воспитание активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативе. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Самый распространенный вид театра – это театр игрушек. Уже в период звучания потешек и незатейливых стишков, на столе разыгрывайте мини-спектакли, в котором действующими лицами являются игрушки. Так же можно применять театр пяти пальчиков. Малыши сопереживают все события, вместе с героями спектакля. А когда ребенок начинает говорить идет игра драматизации, где ребенок сам артист. В этих играх подключаются и мимика, жесты, интонация.
При подготовке мини-спектаклей, не забудьте и о костюмах. Артисты одеваются в зависимости от характера героев, двигаются, говорят в соответствии с ними. Т.е. пусть ребенок придумывает, творит и главное не парализовать этот важный период детства.
Способности у всех детей разные, но независимо от этого, каждый ребенок заслуженный артист, каждому нужны аплодисменты зрителей, родителей. Это очень важно для формирования у ребенка образа себя (какой Я).
В процессе игры у неуверенных детей повысится самооценка. Демонстративные - научатся обращать внимание не только на себя, но и на других. Поверьте, что театр нужен не вам, он нужен в первую очередь самому ребенку для развития его личностных качеств.
И вы, родители, должны быть не просто помощниками, а участниками этих игр. Вы первые воспитатели, первые учителя своих детей. Вы в ответе за их личностное ориентирование.
Хочется предложить несколько упражнений для застенчивых и демонстративных детей.
Упражнение на развитие умения настроение и сопереживать окружающим.
«Фотография»
Рассмотреть с ребенком семейный альбом, вспомнить событие, связанное с фотографированием, определить настроение каждого члена семьи, постараться выяснить причину.
«Тренируем эмоции»
Детям дают задания: нахмуриться, как осенняя туча; улыбнись, как солнце, как Буратино; изобрази хитрую лису; покажи, как два барана на мосту встретились; представь, что ты ребенок, у которого забрали мороженое; испугайся, как заяц, как котенок; устань, как папа после работы; ты человек, поднявший тяжелый груз и т.д.
«Колечко»
Все члены семьи сидят в ряд, сделав руки лодочкой. Водящий незаметно кладет кому-нибудь «колечко». Глядя на лицо играющих, нужно определить у кого «колечко» и поймать его, чтобы не укатилось.
Такие игры можно найти в книге «Большие проблемы у маленького ребенка» С.С. Степанова.