Организация питания детей в детском саду, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Одна из главных задач детского сада - это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. |
Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов.
Основным принципом питания дошкольников является:
- максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов.
- Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).
- Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
- Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать.
Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.
Детский сад №15 г.Амурска работает по утвержденному перспективному 10-дневному меню
Составляемое меню соответствует нормам Института питания, разработанным для соответствующей возрастной группы.
Меню для детей разрабатывается заранее, с учетом суточной нормы продуктов в рационе питания, объема порций и сведений о химическом составе продуктов, согласовывается с Роспотребнадзором.
Так как нормы калорийности питания детей зависят от их возраста, то и меню в детском саду составляется с учетом суточной потребности в 1500 ккал детей до трех лет и 1800 ккал – детей старшего возраста.
Только ориентируясь на соотношение в блюдах белков, жиров и углеводов, можно обеспечить правильное питание в детском саду, при котором клетки получают необходимый строительный материал для роста.
Родители напрасно переживают, что ребенок останется голодным или будет накормлен вредной или невкусной пищей. Питание в детском саду жестко регламентировано, и отойти от требований не могут ни государственные, ни частные учреждения.
Например, разнообразие меню достигается за счет запрета предлагать одно и то же блюдо ежедневно. Кроме того, коллективный прием пищи ведет к тому, что дети кушают с большим аппетитом, тогда как дома часто отказываются от еды.
Питание в детском саду пятиразовое.
Это завтрак, во время которого малыш получает кашу, бутерброд с маслом или сыром, напиток. Детские каши варят на молоке, чтобы они были еще более полезными.
Второй завтрак более легкий и может состоять из какого-либо фрукта или сока.
Обед состоит из салата, первого блюда и мясных или рыбных продуктов с гарниром. В дополнение предлагается компот или сок. Детские супы достаточно разнообразны, поэтому в течение недели они не повторяются.
Полдник – запеканки, булочка или печенье, предлагаемые с кефиром, молоком или чаем.
Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки.
Суммарные объемы блюд по приемам пищи должны соответствовать Приложению № 9 к СанПиН 2.3/2.43590-20
Если у ребенка наблюдается пищевая аллергия на определенные продукты, производится замена запрещенного продукта.
Таблица замены продуктов по белкам и углеводам.
Все блюда готовятся только по технологическим картам разработанных по сборнику технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для дошкольных организаций и детских оздоровительных учреждений.
Особенности питания ребенка в период адаптации
- Переход ребенка о домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
- Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал.
- Впервые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать.
- Если ребенок отказывается от пищи ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.
- Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).
Уважаемые родители!
Обратите внимание на следующие рекомендации:
Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. С этой целью в каждой группе вывешивается меню. Пожалуйста, внимательно, изучайте его, если у вашего ребенка есть хронические заболевания и какие-либо противопоказания к определенным продуктам питания предупредите об этом медицинскую сестру и воспитателей группы.
Рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях.
Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей.
Масса порций. Суточная потребность пищевых веществ.
Приказ об утверждении перспективного 10-дневного меню на 2024/2025 учебный год
Технологические карты для детского сада
Технологические карты для яслей
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырьё в общеобразовательную организацию
Процесс обеспечения детского сада продуктами питания связан с определением поставщиков.
На 2024-2025 уч.год определены следующие поставщики продуктов питания и продовольственного сырья
Ежедневное меню 16 декабря - 28 декабря 2024 | |
Ежедневное меню 9 января - 17 января 2025 | |
Ежедневное меню 20 января - 31 января 2025 | |