Понедельник
20.05.2024
03:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Тепловой режим

Категории раздела
Педагогическая гостиная [41]
Логопедический калейдоскоп [65]
Островок психологии [28]
Музыкальная гостиная [7]
Азбука здоровья [10]
Потехе - час (игротека) [2]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
LAIM


Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет.
Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет.
Огарева М.Г.,
воспитатель
МБДОУ №15

В период дошкольного возраста интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства,  времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

Познавательное развитие в дошкольном  возрасте.

Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категориальность.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательных действий и освоение сенсорных эталонов.

-зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

Внимание – направленность и сосредоточенность психической  активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательными и применению волевых усилий для поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу.

Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например, рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

В дошкольном возрасте изменения касаются вех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем.  Внимание становится более  устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.

Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе  активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Таким образом в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом  воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

Формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

 Мыслительные операции – обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причин наследственных связей, понимание взаимосвязей, способность рассуждать.

На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительных операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления. В это время закладывается образный фундамент интеллекта.

Для диагностики познавательных процессов у детей в возрасте 4-5 лет я предлагаю следующие методики:

- Методика «Коробка форм» - направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений.

- Методика «Пирамидка» - направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

- Методика «Рыбка» - направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.

- Методика «Дорисовывание фигур» - направлена на определение  уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

/Лит-ра: «Психолог в ДДУ»/.

- Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале».

- Методика «Изучение процесса рассуждения».

/Лит-ра: «Практикум по дошкольной психологии»/.

- Методика «Найди и вычеркни» - диагностика продуктивности и устойчивости внимания.

- Методика «Образная память» -  изучение образной памяти.

/Лит-ра: «Развитие познавательных способностей у детей»/.


Категория: Педагогическая гостиная | Добавил: LAIM (21.09.2013)
Просмотров: 9314 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Друзья сайта