Артикуляционная гимнастика.
Кузьменко Л.П.,
учитель-логопед
МБДОУ №15
Гимнастика для рук, ног - дело
нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они
стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и
так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И
для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык
должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные
движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают
эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться
со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит
начать заниматься артикуляционной гимнастикой.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Работа
по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в
форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка
полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить
артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям
больше 2-3 упражнений за раз.
Из
выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье
даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то
упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше
отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые
приемы.
Артикуляционную
гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен
хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый
во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед
настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным
зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив
ребенка лицом к нему.
Работа
организуется следующим образом:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения,
устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также
важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись
симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае
артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала
при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов
артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся
непринужденными и вместе с тем координированными.
В
процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного
эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение
неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите
ребенку его достижения («Видишь, язык уже
научился быть широким»), подбодрить («Ничего,
твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если
у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются
точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может
означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения.
Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь
правильного звукопроизношения.
Будьте терпеливы,
ласковы и спокойны, и у вас все получится.