Речь не
является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с
развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в
познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу,
родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.
Готовность ребёнка к школьному
обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
1. Звуковая сторона.
У вашего ребёнка
должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.
2. Сформированность фонематических процессов.
Это
подразумевает:
Достаточно хорошо сформированные и развитые
фонематические процессы
умение различать звуки по звонкости-глухости
(бочка – почка), твердости – мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок
– шок), слова, отличающиеся одним звуком.
Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава
слова:
уметь
выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет)
выделять
первый и последний звук в словах
определять место звука, а также их количество
и последовательность звуков в слове.
Определять количество слогов в слове, ребенок
должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.
3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и
классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты,
грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии,
инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные
принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши
животных.
4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.
Уметь пользоваться различными способами словоизменения
и словообразования
(
стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса-
ананасовый).
Уметь образовывать и использовать в речи имена
существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья
много карандашей, пней лис).
Согласовывать имена существительные с именами
прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).
Правильно употреблять в речи относительные и
притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).
Уметь употреблять не только простые, но и
сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).
5. Связная речь
Уметь связно, последовательно, а также четко и
точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые
средства, соответствующие виду высказывания.
Владеть навыком полного и краткого пересказа,
составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из
личного опыта.
Владеть нормами речевого этикета: использовать
принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом
собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания
кратко или распространенно).
6. Мелкая
моторика.
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него
видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное
нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития
мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.
Рекомендации
и советы для родителей:
1. Общайтесь со
своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие
вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от
своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.
2. Убираясь в
квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов),
где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук
(не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)
3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш
назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным
количеством слов.
4. В магазине
можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и
звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи,
продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование –
кто больше найдет таких слов.
5. Учите слушать
и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами
скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем
спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
6.
Обязательно читайте вслух!
7. Лепите,
рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.
И помните о том,
что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка,
поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции:
внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда,
когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным
эмоциональным настроем.
Если вы действительнохотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не
делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время,
положительный настрой и, конечно же, система.