На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается - начинается возраст "почемучек". Ваш ребенок задает массу вопросов, проявляя неуемную любознательность и очень важно в этот период не оттолкнуть его, а проявить максимум терпения и желания обогатить знания вашего малыша. А это значит, что вам родителям придется открыть энциклопедии и найти ответы на вопросы ваших детей, так как ответы на вопросы должны быть правильными, потому что ваши правильные ответы сформируют у ребенка верное представление об окружающем его мире, позволят узнать что-то новое, а самое главное заинтересуют его, и он продолжит искать новые ответы на свои вопросы. Какие же вопросы задают дети:
- Почему дверь скрипит?
- Что такое бензин?
- Почему в ноге щекотно?
- Кто сидит в телефоне?
-Почему солнце светит?
-Почему сегодня луна, а завтра месяц?
При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаки и действия. При этом запас слов быстро нарастает, дети начинают употреблять слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Поэтому ваши ответы на вопросы не только способствует повышению познавательной активности детей, но и способствуют развитию речи ребенка. Часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: "Он пошел... А потом он увидел... А потом он взял..." – оказывается, разговор был о дедушке. Данный вид нарушения можно отнести и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений). Но надо иметь в виду, что эта характеристика приблизительна, так как уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей четвертого-пятого года жизни главную задачу должны видеть в не только в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов), но и в развитии связной речи. Для обогащения, уточнения и расширения словаря используйте самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей:
- Не только названия предметов, но и названия их деталей, частей.
- Не только названия цветов (красный, синий и т.д.), но и их оттенков.
- Не только названий формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны.
Когда ребенок рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать.
Такие вопросы как "Кто это?" или "Что это?", естественно предполагают ответы, называющие предмет.
А вот вопрос, "Какой?" заставляет называть различные признаки предмета. Если вы спросите: "Из чего сделан?" - ребенок назовет материал; при этом он, кстати, должен будет поставить слово в родительном падеже ("Из стекла"). "Что делает?" - называет действие. "Для чего нужен этот предмет?" - этот вопрос вызывает распространенный ответ; иногда при ответе малыш строит даже сложное предложение.
Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим, надо иметь в виду и чисто речевые задачи.
Рассмотрели предметы, назвали их - закрепите слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания. Например:
Игра «Какое что бывает?»
Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова "высота". На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: "А что шире ручеек или река?"
Такую игру можно проводить с самыми различными словами: в игре дети будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме ("Что бывает красным, зеленым, круглым?").
Игра «Какой, какая, какие?»
Когда ребенок рассматривает предмет, и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать множество признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком.
Когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях - ведь он может еще не знать слово), уточняется смысл слов и они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.
Так же необходимо отметить, что для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо воздействие художественной литературы.
Читая сказку, рассказ, стихотворение - обратите внимание ребенка на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание малыша и тогда он запомнит, усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях, удивляя своей эрудицией не только вас, но и ваших знакомых!