Воскресенье
19.01.2025
22:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Педагогическая гостиная [41]
Логопедический калейдоскоп [65]
Островок психологии [28]
Музыкальная гостиная [7]
Азбука здоровья [10]
Потехе - час (игротека) [2]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Играем со словами и в слова.

Играем со словами и в слова.

Кузьменко Л.П.,
учитель-логопед МБДОУ №15
 

Одним из важнейших инструментов общения и мышления является владение словом. Ребенок обогащается интеллектуально и духовно, запомнив и осмыслив каждое новое слово. Детям для их развития необходимы игры, специальные упражнения, про слова, со словами,  т. к. каждое слово имеет свою смысловую основу, у каждого - свое звучание (ударение, интонационный смысл, музыка).

Словесные игры.

  • Половинка.

    Участники игры перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

    Например: паро-воз, теле-фон. Отвечать нужно быстро.

  • Я знаю больше слов.

Загадывается какая-нибудь буква, и игроки должны, перекидывая мяч, называть слова,  начинающиеся с этой буквы.

  • Рисунок пальцами.

Игроки становятся напротив друг друга и поочередно «рисуют»

в воздухе различные предметы, животных, машины. Соперники должны угадать и назвать «рисунок».

  • Добавь словечко.

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму. В качестве примера  несколько рифмованных загадок:

  • Едет он на двух колесах, Не буксует на откосах. И бензина в баке нет.  Это мой . . .(велосипед).
  • Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит ...(телефон).
  • На одной ноге кружится, Беззаботна, весела, В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная ...(юла ). И др.

  • Что бывает...?

В этой игре ребенку необходимо к исходному слову-признаку (прилагательному) подбирать слова-предметы (существительные). Например: «что бывает красным?» - помидор, клубника, крыша, мак, солнце и т. д.Выигрывает тот, кто назвал больше слов.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, злым, колючим, тихим, гладким, быстрым и т. д.

  • Что делает...?

Кидая мяч,  первый игрок называет слово — предмет (существительное). Тот игрок, которому кинули мяч, должен сказать подходящее слово-действие (глагол).

Например: 1-ый игрок — говорит слово «ножницы» и перекидывает мяч;

2-ой игрок — ловит мяч и называет слово «вырезают»,

затем перекидывая мяч другому игроку, говорит слово «яблоко»; следующий игрок — отвечает «растет» и называет слово «стол» и т. д.

  • Детали.

Задача игроков — назвать как можно больше деталей предметов, изображенных на предметной картинке. Побеждает тот, кто назовет большее количество слов.

Пример:

платье — воротник, пуговицы, манжеты, пояс, подол, рукава, карманы....

дом — окно, балкон, труба, дверь, карниз, крыльцо, чердак, перила….. и др.

  • Картинка-загадка.

Для этой игры понадобятся любые картинки, карточки из лото. Игрок вслух описывает предмет, изображенный на картинке, не называя его. Задача другого игрока — угадать, что изображено на картинке. Чтобы ребенку было легче придумывать загадки, предложите ему следующую опорную схему:

  • живой — не живой
  • какого цвета
  • на что он похож
  • какой формы,какой на ощупь, чем пахнет, какой на вкус, какой может издавать звук
  • где встречается
  • для чего нужен человеку
  • к какой группе предметов относится (мебель, овощи и т. д.)
  • Иностранец (или Небылицы).

«Послушай фразы, которые говорит иностранец, который только начал изучать русский язык. Найди в них ошибки, объясни, что неправильно и почему. Научи его говорить правильно».

- Зимой в саду расцвели яблони.

- Мы завтра были на даче.

- Телега везет лошадь.

- Зима пришла, потому что замерзла речка.

- Машина свистит с высокой скоростью.

- Мальчик стеклом разбил мяч. И т. д.

 

  • Наоборот.

Взрослый называет слово, а ребенок называет слово, противоположное по смыслу (антоним). Можно при этом перекидывать мяч. «Скажи наоборот,  например: большой — маленький».

Холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, смех — слезы, потерять — найти, осень — весна, светло — темно, грязь — чистота, далеко — близко, смеяться — плакать.

 

  • Учите ребенка находить и придумывать рифмы.
  • Чаще применяйте сами и поощряйте использование детьми поговорок, пословиц и фразеологизмов.
  • Чаще предлагайте разгадывать загадки. Учите ребенка придумывать и загадывать загадки.

Дети и взрослые получат много удовольствия  и пользы, играя со словами и в слова.

 

Категория: Логопедический калейдоскоп | Добавил: LAIM (07.10.2014)
Просмотров: 631 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Друзья сайта