Одним из важнейших инструментов общения и мышления является владение словом. Ребенок обогащается интеллектуально и духовно, запомнив и осмыслив каждое новое слово. Детям для их развития необходимы игры, специальные упражнения, про слова, со словами, т. к. каждое слово имеет свою смысловую основу, у каждого - свое звучание (ударение, интонационный смысл, музыка).
Словесные игры.
- Половинка.
Участники игры перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.
Например: паро-воз, теле-фон. Отвечать нужно быстро.
- Я знаю больше слов.
Загадывается какая-нибудь буква, и игроки должны, перекидывая мяч, называть слова, начинающиеся с этой буквы.
Игроки становятся напротив друг друга и поочередно «рисуют»
в воздухе различные предметы, животных, машины. Соперники должны угадать и назвать «рисунок».
Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму. В качестве примера несколько рифмованных загадок:
- Едет он на двух колесах, Не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой . . .(велосипед).
- Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит ...(телефон).
- На одной ноге кружится, Беззаботна, весела, В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная ...(юла ). И др.
В этой игре ребенку необходимо к исходному слову-признаку (прилагательному) подбирать слова-предметы (существительные). Например: «что бывает красным?» - помидор, клубника, крыша, мак, солнце и т. д.Выигрывает тот, кто назвал больше слов.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, злым, колючим, тихим, гладким, быстрым и т. д.
Кидая мяч, первый игрок называет слово — предмет (существительное). Тот игрок, которому кинули мяч, должен сказать подходящее слово-действие (глагол).
Например: 1-ый игрок — говорит слово «ножницы» и перекидывает мяч;
2-ой игрок — ловит мяч и называет слово «вырезают»,
затем перекидывая мяч другому игроку, говорит слово «яблоко»; следующий игрок — отвечает «растет» и называет слово «стол» и т. д.
Задача игроков — назвать как можно больше деталей предметов, изображенных на предметной картинке. Побеждает тот, кто назовет большее количество слов.
Пример:
платье — воротник, пуговицы, манжеты, пояс, подол, рукава, карманы....
дом — окно, балкон, труба, дверь, карниз, крыльцо, чердак, перила….. и др.
Для этой игры понадобятся любые картинки, карточки из лото. Игрок вслух описывает предмет, изображенный на картинке, не называя его. Задача другого игрока — угадать, что изображено на картинке. Чтобы ребенку было легче придумывать загадки, предложите ему следующую опорную схему:
- живой — не живой
- какого цвета
- на что он похож
- какой формы,какой на ощупь, чем пахнет, какой на вкус, какой может издавать звук
- где встречается
- для чего нужен человеку
- к какой группе предметов относится (мебель, овощи и т. д.)
- Иностранец (или Небылицы).
«Послушай фразы, которые говорит иностранец, который только начал изучать русский язык. Найди в них ошибки, объясни, что неправильно и почему. Научи его говорить правильно».
- Зимой в саду расцвели яблони.
- Мы завтра были на даче.
- Телега везет лошадь.
- Зима пришла, потому что замерзла речка.
- Машина свистит с высокой скоростью.
- Мальчик стеклом разбил мяч. И т. д.
Взрослый называет слово, а ребенок называет слово, противоположное по смыслу (антоним). Можно при этом перекидывать мяч. «Скажи наоборот, например: большой — маленький».
Холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, смех — слезы, потерять — найти, осень — весна, светло — темно, грязь — чистота, далеко — близко, смеяться — плакать.
- Учите ребенка находить и придумывать рифмы.
- Чаще применяйте сами и поощряйте использование детьми поговорок, пословиц и фразеологизмов.
- Чаще предлагайте разгадывать загадки. Учите ребенка придумывать и загадывать загадки.
Дети и взрослые получат много удовольствия и пользы, играя со словами и в слова.