Каждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам
бегут веселые, журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает
хлопотливо заниматься "кулинарными делами". Проходя мимо, невольно
вспоминаешь свое детство: с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка
и кормили ими кукол, гостей, родителей! Детям нравится играть с песком и водой
одновременно. Принесите полведра
воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода
разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, её легко можно сделать
самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно
принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребёнок
насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду. Учите
ребенка прислушиваться к своим ощущениям
и рассказывать о них. Подайте пример: "Я чувствую тепло (или прохладу)
песка, если я двигаю руками, то ощущаю песчинки. А ты что чувствуешь?” Скорее
всего, маленький ребенок не сможет все повторить за вами, не беда, со временем
он научится. Переверните руки
ладонями вверх, опишите, как изменились ваши ощущения. "Пройдитесь” по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала
одной, потом другой руки, потом одновременно указательными, большими, средними,
безымянными, мизинцами обеих рук. Покажите
малышу, что его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от
пальца исчезает, на мокром – остается надолго. Оставляйте следы и другими
предметами. Оставьте на мокром песке след от ладошки. Сравните следы от взрослой и детской ладоней, от внутренней и
внешней сторон, от кулачков, костяшек кистей рук и т. д. "Поскользите” ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные
и круговые движения (как машинки, санки, змейки и т.д.). "Поиграйте” на поверхности песка, как на клавиатуре пианино,
сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Погрузите руки в песок, пошевелите
пальцами, наблюдая, как изменяется рельеф, попробуйте освободить руки, только
шевеля пальцами и сдувая песок. Покажите
ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая
разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка). Маленькому
ребенку все это сделать достаточно сложно. Не забывайте хвалить его и
восхищаться. Порисуйте палочками и поищите сходство узоров с предметами
окружающего мира. Помогайте ребенку учиться,
если ваш ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту, или ему плохо
даются некоторые звуки, вам может помочь песок. Все это в форме сказки, легко и
ненавязчиво, через игру, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда мы
пытаемся нудно учить чему-то малышей. Вы можете закапывать и откапывать буквы, цифры, геометрические фигуры
и многое другое, так ребенку будет проще их запомнить. Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песка можно
формировать, лепить буквы. Можно писать
их палочкой или пальцем на песке. Можно
построить целый Город букв и придумать про них сказку. Не страшно, если не
все получается, на песке можно совершать исправления бесконечно, песок дает нам
право на ошибку и ее исправление. Причем, исправление ошибки приносит чувство
радости, а не досады. Предложите ребенку
понаблюдайте, как одна буква может превратиться в другую: буква Л в букву А,
буква Г – в букву Т и т.д. Создайте
сказочную страну. Любой звук, произношение которого в данный момент нуждается в
автоматизации, закреплении, может стать источником вашего вдохновения.
Например, "С”, пусть так зовут короля сказочной страны. Фигурке короля наклейте
соответствующую букву. Пусть эту страну населят животные и птицы (лоси и лисы,
собаки и совы, скунсы и сороки…) в названии которых есть этот звук, растут
деревья (сосны, сливы, маслины…) с таким звуком. Разыгрывайте сказку. Ребенок
должен подбирать слова (имена друзей короля, его любимые кушанья и т. д.), в
которых слышится звук "С”. В этой игре маленький волшебник будет учиться
вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове (на слух), а ведь это основа
правильного произношения. Фантазируйте.
Можно обучать в песке географии или истории, разыгрывая целые картины. Если вы
будете совершать путешествие на Север или горные вершины, запаситесь солью,
пенопластом или ватой – "вечными снегами”. Материал, отработанный в таких
играх, дети запомнят на всю жизнь. Используйте удивительные возможности песка
на улице, на пляже, на даче. Теперь вы знаете, что это не просто развлечение, а
увлекательное путешествие в мир испытаний, открытий и побед!