Игры со звуками помогают развить фонетический слух и фонематическое восприятие.
Фонетический слух – это тонкий систематизированный слух, способность различать и узнавать звуки, составляющие слово. Без развитого фонетического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонетического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «С» и «Ш», «З» и «Ж», «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» , «П» и «Б», «К» и «Г» и другие.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонетического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематических процессов.
«Выдели слово»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Ушки на макушке»
Многократно произносите одно и то же слово, и в тот момент, как вы измените один звук, ребенок должен хлопнуть: сыр, сыр, сыр ... сор, сыр, сыр; шар, шар, ... жар, шар, шар; стол, стол ... стул, стол, стол;рад, рад ... ряд, рад, рад; мак, мак ... лак, мак, мак
«Надо подумать»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Канава-канава-какао-канава
Ком-ком-кот-ком
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
или из каждых четырех, названных слов взрослым, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Ветка-диван-клетка-сетка
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Кто больше?»
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (или любой другой названный звук) . За каждое названное слово дается поощрительное очко.
«Придумай больше»
Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук.
«Цепочки слов»
Это игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий называет свое слово. Образуется цепочка слов: аисТ – ТарелкА – Арбуз.
«Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
«Поймай рыбку»
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка, привязанная к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок вылавливает удочкой только те картинки, в названии которой есть определенный звук, выбранный заранее. Или ребенок вылавливает картинку и называет звук, на который начинается ее название.
«Шутки – минутки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
«Начало, середина, конец»
Учите детей определять место звука в слове – в начале, в середине, в конце. Предложите найти на картинке, среди картинок лото слова, которые начинаются на А, заканчиваются на А. Или просто предложите определить место звука в слове.
«Подумай, не торопись»
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.(воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
«Дом звуков»
Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».
«Эстафету звуков»
Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы)на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?»
«Тим и Том»
Нарисуйте двух мальчиков. Один, назовем его Тим, — румяный, маленький, веселый. Другой, Том, — высокий, строгий. Тим любит все, что начинается на мягкий согласный звук, Том — на твердый согласный звук. Кто любит носить [к']епку, кто [п]анамку? Родители рисуют на Тиме кепку, на Томе панамку. Аналогично родители рисуют дляТима и Тома мяч и скакалку, конфеты и леденцы, рюкзак и сумку, бинокль и карту, консервы и вермишель.
«Накормим Карлсона»
К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовила плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п']
«Собери слово»
Родители произносят слово по звукам: [н], [о], [с]; ребенок его «собирает»: нос. (Слова: дом, кот, сыр, суп, куст и др.)
«Разложи слово на звуки»
Родители дают ребенку две предметные картинки. Он «раскладывают» слово на звуки, остальные «собирают» слово. Картинки: шар, душ, кот, кит, шарф, дым.