Логопедическая страничка. Дети 3-4 лет.
Марченко Т.В.,
учитель-логопед
МБДОУ №15
Многих родителей интересует: правильно ли развивается их малыш, в какие игры с ним нужно играть и как помочь ребенку преодолеть возникшие затруднения. Сегодня мы поговорим об итогах третьего года жизни детей:
1.Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двух летнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлеток.
2.Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов. Употребляются все основные части речи.
3.Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова- обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
4.Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные.Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5.Слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных могут произноситься искаженно.
6.Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по - многу раз знакомые сказки и стихи.Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не делает.
7.Понимает несложные сюжетные картинки.
На сегодня все!
В следующий раз мы поговорим о развитии произносительных навыков у трехлетних детей.
До встречи!
Логопедическая страничка. Дети 3-4 лет.
Сегодня мы, поговорим о развитии произносительных навыков у трехлетних детей,вашему вниманию будут представлены игры: для закрепления в произношении изолированных звуков, а также в слогах, словах и предложениях. На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение,для чего ребенку можно предложить побыть комариком,пчелкой, лягушкой, мышонком. Можно показать как звенит комарик( з-з-з-з ), жужжит пчелка( ж-ж-ж-ж ), течет водичка (с-с-с-с) и т.д.
Игра «Комарики»
Цель: автоматизация изолированного звука “З”.
Ход игры: дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з-з-з,стараясь догнать других детей и «укусить» их .Тот, кого комарик «укусил» сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.
Игра «Свисток»
Цель: автоматизация изолированного звука “С”.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку изобразить, как свистит свисток: длительно и громко произносить звук с-с-с-с .
Игры для закрепления произношения звуков в слогах, словах и предложениях.
ИГРА «Куры и петух»
Цель: отработка произнесения согласного звука “К” в слогах.
Ход игры: Дети бегают по площадке, изображая кур. Ведущий произносит стишок, а дети в нужном месте произносят «ко-ко-ко».
Куры крыльями махали.
-Ко-ко-ко ,ко-ко-ко !
Куры клювами стучали:
-Ко-ко-ко, ко-ко-ко !
Дай нам, Петя,крошек ,
Крошек не жалей,
Дай еще немножко,
Будет веселей!
А также для закрепления звуков, уже появившихся в речи,детям можно предложить выучить и затем произносить вслух чистоговорки.На третьем году жизни необходимо обращатьвнимание на произношение звуков“Н,К,Г,Ф,Т,Д,Н,Л,К,С,З,Т,Д,К,Б,Х,М,П,П". Полезно подбирать или придумывать такие чистоговорки,в которых наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические формы слов, например, косвенные падежи существительных.
Примеры чистоговорок с грамматическими формами
От-от-от-полосатый кот Та-та-та-увидели кота Ту-ту-ту-подошли к коту
Да-да-да-холодная вода Ды-ды-ды-плохо без воды Де-де-де-купаемся в воде
На-на-на-синяя волна Ну-ну-ну-не ныряй в волну Не-не-не-в синей волне
Ка-ка-ка-левая рука Ке-ке-ке-куколка в руке Ки-ки-ки-не поднять руки
Ва-ва-ва-серая сова Ву-ву-ву-видели сову Фы-фы-фы-в доме нет софы
На сегодня все!
В следующий раз мы поговорим о фонематическом слухе,
рассмотрим игры и упражнения, способствующие его развитию.
До свидания!
Логопедическая страничка. Дети 3-4 лет.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое фонематический слух и почему очень важно его развивать. Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает. К концу третьего года жизни важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроизнесения. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.
ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ для РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГОСЛУХА:
Дети любят разгадывать загадки. В возрасте трех лет им доступны простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.
Примеры загадок
«Доскажи словечко»
Хитрая плутовка, В подполье, в каморке, Мчится что есть духу,
Рыжая головка. Живет она в норке, Хвост короче уха .
Пушистый хвост-краса. Серая малышка. Живо угадай-ка ,
Кто это? (лиса)Кто же это? (мышка)Кто же это?(зайка)
Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями:
- Тили-тили-тили-бом - Загорелся кошкин дом!
- Тюшки-тютюшки-На горе пичужки, там Ванюшка побывал и пичужку поймал.
- Тень-тень,потетень - Выше города плетень.
Также для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью,когда ребенку нужно выполнять какое-либо действие по словесной инструкции водящего .Эти действия резко сменяются по команд, ребенок должен быстро среагировать на речевую команду ,чтобы переключится на другое движение и не проиграть.
Примерные игры:«Волшебное слово» (выполнение действий, остановка на определенное слово), «Музыкальные стульчики», «Запретное движение» (повторение движений, кроме запретного), «Тихо-громко»(ходьба, бег под музыку различной тональности) и т.д.
На сегодня все!
В следующий раз мы поговорим о том, как надо заниматься с малышом, чтобы его словарный запас соответствовал возрасту.
До встречи!
Логопедическая страничка. Дети 3-4 лет.
С ребенком третьего года жизни необходимо заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 7-10 минут, за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.
После двух лет дети любят задавать вопросы. Ваша задача правильно использовать это время и тогда ваш ребенок многому научится. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Давайте определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия (например: хлебница это посуда для хлеба, солонка это посуда для соли). Называяслова-обобщения: «посуда» «одежда» «мебель» «обувь»- взрослые сформировывают понимание данных слов, а затем незаметно научат и правильно пользоваться детей ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Доченька, сложи свою одежду аккуратно». «Как ты разбросалсвои игрушки, сынок. Ну-ка, собери». На прогулках обращайте внимание ребенка на растения, называйте цветы, деревья, птиц, насекомых. И тогда ваш малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии и его словарный запас будет поражать окружающих.
Также необходимо знакомить детей со словами, обозначающими основные цвета. Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: «Сейчас наденем красные штанишки», «А где наша белая кофточка?». За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т.д.При рассматривании картинок в книжке обращайте внимание: какого цветанебо,деревья, цветы, животные, птицы. Таким образом, не проводя специальных игр, обеспечивается понимание названий цветов.
Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Но сначала нужно позаботиться о том, чтобы дети знали слова «круг», «квадрат», « овал» и понимали, что эти слова обозначают. В речи используйте сравнения: «часы, солнце, луна – круглые; а кубики, коробка, табурет – квадратные; огурец, лимон, слива – овальные. Позже пусть дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т.д.Рассматривая с ребенком картинки, предложите ему выбрать все круглые предметы или все квадратные и т.д.
При знакомстве детей со словами, обозначающими размер предметов, обозначающими качества предметов - используйте метод сравнения. Например: большой как слон, пушистая как лиса.
С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов-действий. Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок.Например:воду из чашки перелили, в чайник воду налили, потом еще подлили, из ведра воду вылили. Выполняя, эти не хитрые рекомендации вы заметите, как речь вашего малыша станет грамотной, правильной и более разнообразной.
На сегодня все!
В следующий раз мы поговорим о развитии связной речи у детей третьего года жизни.
До встречи!
Логопедическая страничка. Дети 3-4 лет.
Сегодня мы поговорим о развитии связной речи у детей третьего года жизни.По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию.
Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей. Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого.
При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, глаза, рот. Затем спрашивает: «Какой мишка?» Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы и т.д.».
Во время рассматривания игрушка находится у ребенка в руках. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление.
Примеры описания предметов можно найти и в потешках и в народных песенках. Не обходимо обращать внимание ребенка на постоянные эпитеты, которые даются ребенку в качестве речевого образца.
Например:
«Петушок»
Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шелкова бородушка.
«Котик»
Как у нашего кота.
Шубка очень хороша.
Как у котика усы.
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
«Бабочка»
Вот летает бабочка.
Желтая, как лампочка,
Крылышками машет.
Нам цветок покажет.
На сегодня все!
В следующий раз мы поговорим о чтении книг ребенку трех лет.
До встречи!
Логопедическая страничка. Дети 3-4 лет.
В возрасте от двух с половиной до трех лет книги прочно входят в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожа на игрушку: объемная (книга – панорама) раскладушка, большого формата, с крупными картинками. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению книг – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг, без их мудрости.
Правило для родителей----читать ребенку каждый день!
Так же важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы).
Как раз по возрасту стихотворные сказки К. И. Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха – цокотуха», « Тараканище», «Телефон», «Айболит и воробей».
Нравится детям стихи С. Я. Маршака - «Детки в клетках», «Мяч», «Усатый полосатый», «Волк и лиса», «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный», сказки, переводы английских народных песенок.
Но кто-то из детей уже готов слушать стихи о природе русских поэтов – классиков.
Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают у ребенка чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных текстов, которую они играют для формирования читательского вкуса будущих читателей.
На сегодня все!
Успехов вам работе со своими детьми.
До встречи!
|