Воскресенье
19.01.2025
19:27
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Педагогическая гостиная [41]
Логопедический калейдоскоп [65]
Островок психологии [28]
Музыкальная гостиная [7]
Азбука здоровья [10]
Потехе - час (игротека) [2]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Речь воспитателя.

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя .

Марченко Т.В.,
учитель-логопед

МБДОУ №15

  Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в течение всего дня. Он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.                
Отсутствие культуры речи проявляется:
Ø   человек неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишновъ] говорит [смешного];
Ø   неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд);
Ø   придает словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»);
Ø   неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо, выступая перед собранием.                 
    Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и по мнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.        
   Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье, иными словами есть ли у него языковой стиль. Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлениями о речевом этикете, требующем  определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность), собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении, а кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.                    
  Грамотный воспитатель должен:
Ø   Уметь осознанно анализировать языковые средства, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.
Ø   Владеть синонимическими компонентами речи — лексика, грамматика, фонетика.
Ø   Владеть смысловыми и эмоциональными оттенки речи, уместь пользоваться ими в собственной речи, например: лексическими (жилище — дом — квартира — жилплощадь — пристанище — приют — угол — гнездо — крыша над головой — обитель — кров — жилье — берлога — логово — нора — гнездышко); грамматическими (идти полем — по полю— через поле; идущий — который идет; красивее — более красивый).
Ø   Владеть интонацией, уметь выражать свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением.
Ø   Обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д.
Ø   Должен обращаться к словарям.
Ø    Использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов — конструкций простых и сложных предложений.
Ø   Должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.        
    Перечисленные умения и навыки помогут будущему педагогу не только улучшить собственную речь, но и дадут ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей. Важность совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь  воспитателя.
Категория: Логопедический калейдоскоп | Добавил: LAIM (02.02.2013)
Просмотров: 1308 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Друзья сайта