Речь
воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре
речи воспитателя
.
Марченко Т.В.,
учитель-логопед МБДОУ №15
Дети каждой
возрастной группы общаются со своим воспитателем в течение всего дня. Он
организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных
программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время
чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском
воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для
воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его
профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей
речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога.
Культурой речи называют ее правильность,
т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики,
правописания, установленным традицией для литературного языка.
Отсутствие культуры речи проявляется:
Ø
человек неправильно произносит звуки в словах: вместо
[што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишновъ] говорит
[смешного];
Ø
неправильно строит словосочетания: например, говорит
«оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд);
Ø
придает словам неправильный смысл: например, слово
сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»);
Ø
неуместно употребляет слова, грамматические формы,
интонацию: может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять
снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо,
быстро и неотчетливо, выступая перед собранием.
Обладать
культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов,
корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений,
интонации), но и по мнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.
Культура речи каждого отдельного
человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое
чутье, иными словами есть ли у него языковой стиль. Для дошкольников
представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлениями о
речевом этикете, требующем определенного
поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность,
скромность, предупредительность, доброжелательность), собственное достоинство
проявляются в определенном речевом поведении, а кроме того, совершенствование
стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического
воспитания.
Грамотный воспитатель должен:
Ø
Уметь осознанно анализировать языковые средства, т. е.
он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему
при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет
воспитывать чувство стиля у детей.
Ø
Владеть синонимическими компонентами речи — лексика,
грамматика, фонетика. Ø
Владеть смысловыми и эмоциональными оттенки речи,
уместь пользоваться ими в собственной речи, например: лексическими (жилище —
дом — квартира — жилплощадь — пристанище — приют — угол — гнездо — крыша над
головой — обитель — кров — жилье — берлога — логово — нора — гнездышко);
грамматическими (идти полем — по полю— через поле; идущий — который идет;
красивее — более красивый).
Ø
Владеть интонацией, уметь выражать свое отношение к
собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением.
Ø
Обязан быть достаточно натренирован в правильной
артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а
также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса,
высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих
чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т.
д.
Ø
Должен обращаться к словарям.
Ø
Использовать в
своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов,
синонимов — конструкций простых и сложных предложений.
Ø Должен быть
приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки
выразительного художественного чтения и рассказывания.
Перечисленные
умения и навыки помогут будущему педагогу не только улучшить собственную речь,
но и дадут ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей. Важность
совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя
обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только
прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети
обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую
очередь речь воспитателя.