Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками,
в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в
гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского
сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так
часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям. Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки и все те, кто с
удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным,
интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры.
Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся
игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной. Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не
любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно,
чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть
персонаж, с которым будут происходить те или иные события.
Например:
это ребята, у которых Баба Яга
забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»),
это солдаты, которые шли на базар за
самоваром (потешка «Аты-баты»),
это обжора Робин Бобин, который
съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д.
Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть
хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах
детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские
народные потешки.
А в чем же польза этих
игр? Как уже
говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого,
придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию,
воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и
чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной
поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание
самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры
помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные
логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Как играть в речевые игры и с чего начинать?
Принцип речевой игры прост: о чем
говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного
стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что
они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или
редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две
строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест.
Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для
удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название,
например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Часто в речевых играх используется прием
звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится
по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько,
высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как
дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье.
Речевые игры.
«Аты-баты, шли солдаты»
(модель И.
Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты, Дети
маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают
левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили?Разводят руки в стороны - вопросительная интонация «спросить ручками».
Аты-баты,Маршируют.
Самовар. Расставляют
ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».
Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят
на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы
растопыривают - «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой -
пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над
«блюдцем» держат «чашечку».
Считалка «Мы сидели на печи»
(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и
сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле»,
слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью
руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки -
«бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный
батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем
указывают на «выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый
платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку»,
показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»;
указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей
каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой -
«тарелка», с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю
сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие
пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и
разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и
слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят
по-старушечьи.