Воскресенье
19.01.2025
19:27
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Педагогическая гостиная [41]
Логопедический калейдоскоп [65]
Островок психологии [28]
Музыкальная гостиная [7]
Азбука здоровья [10]
Потехе - час (игротека) [2]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Речевые игры.
Речевые игры:
что это такое и как в них играть?


Кузьменко Л.П.,
учитель-логопед
МБДОУ №15
  
  Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
     Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
    Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
       Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события.
      Например:    
  •    это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»),    
  • это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»),    
  • это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д.

   Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

   Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки.

     А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.    

    Как играть в речевые игры и с чего начинать?


   Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

   Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье.  

     Речевые  игры.

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты,                 Дети маршируют.
Шли солдаты.         Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».
Аты-баты,                 Маршируют.
На базар.                  Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Аты-баты,                 Маршируют.
Что купили?            Разводят руки в стороны - вопросительная интонация    «спросить ручками».
Аты-баты,                 Маршируют.
Самовар.                  Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».
Аты-баты,                 Маршируют.
Сколько стоит?       Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.
Аты-баты,                 Маршируют.
Сто рублей!              Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».
Аты-баты,                 Маршируют.


Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».

Считалка «Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят  «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.


Категория: Логопедический калейдоскоп | Добавил: LAIM (08.02.2013)
Просмотров: 1400 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Block title

Друзья сайта