Кузьменко Л.П.,
учитель-логопед
МБДОУ №15
Речь не передается по
наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых и
прежде всего на примере родных, близких
ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная
сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и
помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования
детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые
недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в
последующие годы. Разумная семья всегда
старается воздействовать на формирование
детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с
раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой
формируется его собственная речь.
Родители
просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых,
и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить
правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не
«съедать» слогов и окончаний слов.
Если
взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают
искаженно (смори вместо смотри, не бежи вместо не беги, ложи вместо клади, ващевместо
вообще и т.д).
Особенно четко нужно произносить
незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь
непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют
возможность внимательно прислушиваться к вашей речи, тогда они легче перенимает
артикуляцию взрослых.
Причины неправильного произношения:
Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней
некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи
окружающих.Они не показывают в трудных случаях,
как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его
интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда
удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
Непосильная для ребенка речевая нагрузка.Взрослые
часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой
материал. Нередко «усердные» родители настойчиво требуют от ребенка говорить правильно. В результате переутомления
физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и
даже преумножаются.
Неблагоприятная обстановка, среди которой
живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета,
оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь
окружающих.
Занимаясь
с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не
раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Хвалите ребенка и
радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный
настрой – залог успеха.Сделайте
всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме.