Многие родители уже задумываются о том, что время летит быстро и не за горами тот час, когда ребенок пойдет в школу. И это верно, ведь поступление в школу – важный момент как в жизни ребенка, так и его родителей. Если Ваш ребенок будет психоэмоционально подготовлен к школьному обучению, тем легче у него пройдет адаптационный период в начале учебного года и тем увереннее начнется его школьная жизнь.
Работая с детьми в дошкольном учреждении, часто отмечаешь, что у большинства детей старшего дошкольного возраста слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. В чем это проявляется?
Дети не в полной мере умеют копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. А, как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе. Но многих сложностей можно избежать если проводить целенаправленную работу по развитию графических навыков.И в этом Вам могут помочь графические диктанты.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. В процессе развития графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется как произвольное внимание, так и зрительная, словесная память, двигательные и каллиграфические навыки, усидчивость, расширяется кругозор и словарный запас, а так же они знакомятся с различными способами изображения предметов.
Но необходимо помнить, чтобы добиться определенных результатов, работу по развитию и совершенствованию графических навыков необходимо проводить регулярно!
Одним из видов графических диктантов является рисование по клеточкам.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Данный вид графических диктантов может с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Как работать с данными графическими диктантами:
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагается образец геометрического рисунка и просят его воспроизвести точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), а ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой.
Для работы вам понадобиться: тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.
Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.
В рисовании по клеточкам используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Например, запись: следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.
Выполняйте предложенные правила, и результат не заставит себя долго ждать:
- Во время выполнения работы очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что это– не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
- Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
- Не забывайте: выполнять задания, необходимо от простого к сложному!
- Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
- Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
- После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
- Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки.
Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.
- Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.
- Поговорите о том, к какой группе предметов относится изображение.
Если это например животное, обратите внимание на отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.
Ну а теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.
Желаю Вам успехов!