Милые, мамы, знаете ли вы, что ведущее место в комплексном подходе к коррекции
речи отводятся формированию фонематического восприятия, т.е. способность
воспринимать и различать звуки речи (фонемы)?
Так как, если ваш ребенок не воспринимает и не различает звуки речи, то, скорее
всего, у него будут проблемы со звукопроизношением, он будет искажать слова, у
него будут трудности с освоениями навыков письма и чтения.
Процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных
упражнений с многократным повторением. Он не прост для детей – они еще очень
малы. Поэтому вы можете помочь малышу - в игровой форме сделать эту непростую
«работу» менее утомительной и более привлекательной.
Итак, какие же игры можно предложить ребенку в этом
ключе?
«Будь внимателен»
Задание: ребенок идет по кругу. Взрослый
с разными интервалами вперемежку дает
команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки»,
«Лягушки», «Коровки», «Птицы». Ребенок должен
выполнять движения в соответствии с
командой. Выполнению сигналов надо научить
перед
игрой.
«Потерянные звуки»
Задание: взрослый перечисляет вперемешку звуки.
Услышав свой звук, ребенок должен встать
и топнуть ногой.
«Исправь ошибки»
Задание: взрослый читает стихотворение, намеренно
делая ошибки в словах. Ребенок должен назвать
правильно слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
(звери).
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска
(киска).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву
(лес).
«Где стучали?»
Задание: ребенок сидит с закрытыми глазами,
а взрослый стучит чем – нибудь в
любом месте. Ребенок должен показать место,
откуда слышался звук.
«Что звучало?»
Задание: взрослый демонстрирует ребенку звучание
бубна, губной гармошки, дудки и т. д.
Ребенок слушает и запоминает, как звучит
каждый музыкальный инструмент, потом закрывает
глаза и на слух определяет, что
звучало. Если нет инструментов, то можно
использовать чашку, игрушки и т. д.
«Кто лучше слушает?»
Задание: взрослый называет слова, а ребенок
поднимает руку лишь тогда, когда услышат
в слове заданный звук, например, Ш:
шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка,
тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка,
ножницы, замок, лужа, крыша.
«Дятел».
Задание: взрослый отстукивает карандашом разные ритмы
в быстром темпе
(… … .; … .. …
и т. д.), а ребенок повторяют за ним.