Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен — знаменитые,
известные каждому имена.
Кто избрал сам путь Гениев? Кто определил славу
музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги? Может быть профессиональные
качества передаются с генами? Может быть сын ученого, повзрослев, станет
ученым, а сын писателя — писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть мой
ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха»... Достаточно
распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или
дочери.
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы
происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда
дети поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо
интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становился скрипачом,
а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет, ребенок,
его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер
человека.
И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его
отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере
музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных
звуков.
Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки
к музыкальной деятельности (т.е. физиологических особенностей строения
организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого.
Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие
«неразвивающаяся способность», по утверждению ученых специалистов в области исследования
проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что
если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия,
то это даст значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для
того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему
слышать все многообразие существующих в округе звуковых красок. Прислушиваясь к
собственному голосу, голосам птиц, и животных, таинственным шорохам леса,
листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность.
Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность — природой
данное человеку свойство.
И так, все мы от природы музыкальны. Об этом
необходимо знать и помнить каждому взрослому, от него зависит, каким станет в
дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как
уже говорилось окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства —
хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша,
родным и близким нужно помнить следующее:
- Раннее проявление музыкальных
способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка.
«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться
построить прочное здание, даже если оно будет красиво снаружи. Оно все равно
развалится на кусочки от сильного ветра и землетрясения». Так считают педагоги.
Время, упущенное, как возможность формирования интеллекта, творческих
музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
- Путь развития музыкальности каждого
человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребенка нет
настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают
подобные желания, то часто на ваш взгляд кажется далеким от совершенства, а
движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные
накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и
терпение.
- Отсутствие какой-либо из
способностей может тормозить развитие остальных. Значит задачей взрослого
является устранение «нежелаемого тормоза».
- Не «пришивайте» вашему ребенку
«ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту
музыкальность у него развить.
Развивайте,
помогайте своему ребенку!