Психологическая готовность детей к школьному обучению.
Успешность
обучения ребенка в школе зависит от его
психологической готовности.
Психологическая готовность (зрелость) предусматривает готовность
основных психических сфер ребенка:
мотивационной, волевой,
интеллектуальной, социальной. Многие
родители считают, что если ребенок умеет
читать и считать, он готов к обучению.Бесспорно, беглое чтение,
осознанный счет положительно скажутся
на обучении, но важно, чтобы у будущего
первоклассника была сформирована
мотивационная готовность:
выраженное желание учиться, узнавать
новое – Ваш ребенок активно интересуется
окружающим, задает вопросы, увлеченно
ищет ответы сам или ждет пояснения от
взрослых. Не менее
важна для подготовки детей к систематическому
обучению социальная
зрелость: ребёнок умеет
работать в коллективе,продуктивно
общается со сверстниками, считается с
мнением других детей,способен
выполнять требования взрослого, то
есть не только слушает, но и слышит
просьбу, указание, совет. Помимо
этого у будущего школьника должна быть
развита волевая сфера: умение
планировать свои действия,способность
напряженно трудиться,умение
управлять своим поведением. Что
делать взрослому, чтобы сформировать
у ребенка волевую готовность к школе?ставить
перед ребенком такую цель, которую он
бы не только понял, но и принял, сделал
ее своей;
направлять,
помогать в достижении цели;
приучать
не пасовать перед трудностями, верить
в свои силы;
воспитывать
стремление к достижению результата
своей деятельности в рисовании, играх
и т.д.
Интеллектуальная
готовность предполагает
развитие всех познавательных процессов:
внимание, память, мышление.
У детей с неустойчивым вниманием, низким
объемом памяти возможны комплексные
трудности в письме, чтении, математике.Один из
компонентов умственной готовности
ребенка к школе – достаточно
развитая речь.
Очень
важно
физическое здоровье детей. Если
ребенок физически ослаблен, ему трудно
будет сохранить осанку, сидя за партой,
трудно работать на уроке из-за быстрой
утомляемости. Для овладения письмом
важно развитие мелких групп мышц. Кроме
того, у ребенка должны быть развиты и
крупные группы мышц, основные двигательные
навыки в беге, прыжках, лазании, метании
и др. Это поможет ему управлять своим
телом, участвуя в играх, соревнованиях,
взаимодействии с товарищами.Успешный
школьник – здоровый школьник.
Ребенка
считают неготовым к школе, если он:
-
настроен исключительно на игру; -
недостаточно самостоятелен; - чрезмерно
возбудим, импульсивен, неуправляем; -
не умеет сосредоточиться на задании,
понять словесную инструкцию; - мало
знает об окружающем мире, не может
сравнить предметы, не может назвать
обобщающее слово для группы знакомых
предметов и др.; - имеет серьезные
нарушения речевого развития; - не умеет
общаться со сверстниками; - не хочет
контактировать со взрослыми или,
наоборот, слишком развязен.
Самое главное для ребенка-
быть здоровым, сообразительным,
раскрепощенным и активным! Удачи
и терпения вам, уважаемые родители, в
подготовке детей к школе!
|