Игровые упражнения по лексической теме.
Корнилова И.В.,
воспитатель МБДОУ №15
Вот и закончилась неделя по лексической теме «Защитники Отечества»
Перед нами стояли задачи: уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины образовывать существительные множественного числа и согласовывать их с прилагательными; составлять предложения с предлогами, закрепить словарь по данной теме.
Слова-предметы: солдат, Родина, рядовой, Офицер, танкист, десантник, сухопутный (наземный): грузовой, легковой, пассажирский: трамвай, троллейбус, автобус, поезд; водный: плот, катер, военный- самолет, вертолет, воздушный шар – объяснить значение слов; космический: ракеты, спутники.
Слова-действия: воевать, защищать, драться, ранить, победить, сражаться, служить, охранять, выполнять.
Слова-признаки: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, доблестный, военный, летные, пограничные, десантные, танковые.
Хотелось бы, чтобы эта неделя не прошла бесследно для детей, поэтому предлагаем вам, родители, закрепить с детьми полученные в детском саду знания и выполнить ряд несложных упражнений.
Игровые упражнения:
«Скажи правильно»
Снаряд - много (чего?) снарядов (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолет, танк, самолет, пулемет)
«Подбери эмблему воину» (якорь, танк, две скрещенные пушки, ракеты, молоточки, крылья и т.д.)
«Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один танк, три танка, пять танков
(самолет, вертолет, корабль, флаг, пистолет, автомат, матрос, пилот, разведчик, орден, медаль, десантник, каска, тельняшка, фуражка)
Дидактическая игра «Скажи много»: Смелый летчик — смелые летчики. Железная каска — ....Быстрая ракета — .... Боевой корабль — .... Взлетная полоса — .... Военный самолет — .... Пограничная полоса — ... и т.д.
Какое слово не подходит? :Воин, воинский, воет, воевать, война. Рана, ранить, охрана, раненый, ранение. Снайпер, сапер, танкист, артист. Пистолет, снайпер, винтовка, ружье. Граница, заграница, пограничник, граната. Таня, танк, танкист, танковый.
Что общего и чем отличаются? :Танк и трактор, пилотка и кепка
Объясни словечко: Пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник, бомбоубежище.
Какое слово отличается от других? :Солдат, солдат, комбат, солдат, солдат.
Один — много один боец — много бойцов; один солдат — много ... (солдат, а не солдатов).
«Кто это или что это?»
Ход игры: называйте слова и бросайте ребенку мяч. Предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.
Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость.
«Образуй новое слово» .
Ход игры: предложите ребенку образовывать слова по образцу.
Лексический материал: сила — сильный, храбрость—... (храбрый), смелость — ... (смелый), быстрота — ...(быстрый), ловкость — ... (ловкий), находчивость — ... (находчивый), ум — ... (умный). Храбрый— храбрец, удалый— удалец, умелый— умелец. Летать — летчик, заправлять — заправщик, грузить — грузчик. Быстрый — быстро, смелый — смело, храбрый — храбро, отважный — отважно, легкий — легко.
«Отгадай»
Ход игры: предложите ребенку послушать словосочетания: отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты. Попросите его угадать, о ком (или о чем) вы сейчас говорите — отважный ..., отважные ..., отважная ... Затем предложите ребенку послушать словосочетания: солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок. Предложите ему угадать, о чем вы сейчас говорите: солдатские ..., солдатская ..., солдатский ...
«Слушай команду!»
Ход игры: скажите ребенку, что вы — командир, а он — рядовой и должен выполнять ваши команды. Предложите ему варианты команды и ответа на нее: «Стрелять!» — «Есть, я ... (стреляю!)» Отдавайте ребенку команды по образцу: «Ползти!» — «Есть, я ... (ползу!)» «Встать!» — «Есть, я ... (стою!)».
Объяснить пословицы.: Бой красен мужеством, а товарищ — дружеством. Бой отвагу любит.
Составь предложение из слов :
На, истребитель, военный, пилот, летать.
Граница, на, Родина, пограничники, наша, служат.
Цель, ракета, в, попала.
Дорога, танк, по, большой, едет.
Получил, за смелость, разведчик, орден.
Цветы, дети, подарили, ветераны, война.
17.Игра «Найди слова-неприятели»
Ход игры: предложите ребенку в пословицах найти слова, противоположные по смыслу. Родимая сторона — мать, а чужая — ... (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины ... (холодом). Собака лает на смелого, кусает ... (трусливого). Худой мир лучше доброй ... (ссоры). Мир строит, а война ... (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда ... (здоровеет). Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.
Отгадать загадку и объяснить, что помогло ее отгадать.
Не трактор, а с гусеницами,
Не крепость, а с башней,
Не ружье, а с дулом. (Танк)
Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко. (Солдат, военный, воин)
Ползет черепаха —
Стальная рубаха,
Враг в овраг,
Черепаха— куда враг. (Танк.)
Выучить с детьми:
«Февраль»
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это праздник февраля —Армии рожденье
С.Я. Маршак
|