«Детская книга при всей ее внешней простоватости –
вещь
исключительно тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому
терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская
книжка!»
/Лев
Токмаков, народный художник России/
Родители, озабоченные будущим своих детей, их нравственным воспитанием,
всегда задумываются о том, какие книги он будет слушать, рассматривать, а затем и читать. Книжная
индустрия сегодня предлагает нам большой выбор детских книг. Но все ли они годятся для детского
чтения? Стоит ли покупать своему ребенку многое из того, что предлагается? В
этом вопросе родители должны быть грамотными людьми, потому что от того, какая
книга попадет первой в руки ребенку, тоже зависит, станет ли он читателем. Для
дошкольников книга должна быть особенной: изданной на хорошей белой бумаге,
яркой, красочной, заманчивой; а для детей раннего возраста – еще и легкой,
вызывающей приятные тактильные ощущения.
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые
особенности:
-Она легкая - у
малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
-Прочность ей
обеспечивает обычный или ламинированный картон.
- Размер книжки
небольшой – ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
- В книге
крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст –
только крупный, фразы четкие и лаконичные.
- Если страница
представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.
- Необходимо
обратить внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или
обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.
Примерно с года
(а при желании и раньше) можно начинать читать ребенку стихи и коротенькие
сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать
яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка проявляется
интерес к буквам, - приобретите азбуку. Но не стоит забывать, что узнавание
букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не
стоит форсировать события.
Многим детям
нравятся книжки – игрушки: всевозможные пищалки, книжки в форме животных,
насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка. Но не стоит ими увлекаться.
Книги, прежде всего, предназначены для чтения – это малышу важно усвоить.
Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.
Три года –
возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных
энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10 – 15%.
Иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш
получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой
информацией.
Если у родителей
есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения.
Новорожденный не может понять смысл прочитанного, но прекрасно различает интонации,
ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения.
Так что, если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка
уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к
занятию чтением.
Простейшие
книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать,
сочинять простенькие тексты о жизни
ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все,
о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует
бережное, глубоко личностное отношение к книге.
Если
у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской
интуиции.
Чем старше
ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей –
постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы
малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный
магазин вместе. Есть целый ряд произведений, с которыми человек в дошкольном детстве
просто не может не познакомится. Без них ни один нормальный читатель не
вырастает – это народные сказки, сказки К. И. Чуковского, Ш. Перро и Х. К.
Андерсена и др., то есть это то, что сегодня называется детской классикой. Не
прочитанные вовремя, эти книги уже не оказывают на читателя того воздействия,
которое в них заложено, оставляют человека без того духовного и эмоционального
багажа, который был бы накоплен благодаря своевременному их прочтению.
Когда ребенок
научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может
читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о
написанном и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий
смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ!