Связная речь ребенка развивается в постоянном языковом общении. Детям присуща потребность поделиться своими мыслями, переживаниями. Установлено, что внимание взрослого к тому, что рассказывает в данный момент ребенок, заинтересованность разговором существенно влияют на развитие речевой активности.
Знакомя ребенка с окружающим миром, расширяя его мировоззрение, приучая обозначать все словом (названия, действия), вы оказываете содействие формированию мышления и удовлетворению потребности в языковом общении. Ребенок стремиться говорить так, чтобы его понимали и поощряли.
Взрослому, который общается с малышом, в первую очередь Вам, родителям, следует учитывать, что всестороннее развитие речи является непременной предпосылкой успешного обучения в школе, успешного усвоения системы родного языка.
Предлагаем вам несколько советов:
- Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтоб дома он слышал правильную, грамотную речь.
- Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.
- Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее-обратиться за помощью к логопеду.
- Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть их детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите наблюдать, сравнивать предметы и явления.
- Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
- Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки.Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями.Вам, как родителю только предстоит последовательно и терпеливо их развивать.
Для более успешного овладения вашими детьми речевыми навыками рекомендуем вам использовать игры и упражнения, направленные на обогащение, активизацию словаря и грамматического строя речи:
- Подбор к предмету действий, глаголов:
- Что делает солнце? Ветер? Дождь? Мама?
- Добавление пропущенных слов:
-Я хочу рисовать, мне нужен……. (карандаш)
--Почтальон принес………(почту, письмо)
- Правильное построение предложений:
-Мама пошла в магазин………. (зачем?)
-Мальчик взял лыжи и пошел……( куда? Зачем?)
-Мы пойдем гулять, если……
-Все сняли зимнюю одежду, так как…….
Более взрослому ребенку можно предложить самому составить загадки – описания с опорой на предметы (овощи, фрукты, мебель, животные, транспорт, игрушки и т. д.).
- Упражнение для согласования числительных ссуществительными:
-Одно яблоко – три яблока – пять яблок
-Один корабль –два корабля – шесть кораблей
-Один заяц - два зайца – пять зайцев
- Упражняйте детей в нахождении слов противоположных по смыслу:
-Большой – маленький
-Глубокий – мелкий
-Высокий – низкий
-Старый – молодой и т. д.
-У козы– ………………. козленок.
-У коровы – ……………теленок
-У собаки - ……………..щенок и т. д.
- Игра «Подбери слова, подходящие к этому действию»:
-Плавает ( что? кто?) -----------------лодка, рыба, утка, корабль, яхта, лебедь и т. д.
-Летает---------
-Скачет----------
-Ползает-------
- Игра «Скажи как можно больше слов о предмете»:
-Медвежонок (какой?) ---- мягкий, пушистый, ушастый, добрый, косолапый, ласковый, добродушный, приятный, глазастый, толстопятый и т. д.
-Кукла, мяч, машинка, юла ---- игрушки
-Машина, самолет, мотоцикл, поезд ----- транспорт
-Кошка, медведь, собака, тигр ------- животные
- «Измени слова, обозначающие действия предметов»:
Гулять---Я гуляю, МЫ гуляем, ОН гуляет, ОНИ гуляют, ТЫ гуляешь, ВЫ гуляете.
Играть--- Я играю, МЫ играем, ОН играет, ОНИ играют, ТЫ
играешь, ВЫ играете.
- «Назови слова с заданным звуком»:
- «з» ----зайка, замок, зонт.
«з’» -- зима, Зина, зебра, зеркало.