Роль семьи в приобщении к народному поэтическому слову.
Роль семьи в приобщении к народному поэтическому слову.
Корнилова И.В.,
воспитатель
МБДОУ №15
Еще Сократ заметил, что все хорошее
в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким
детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и
волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и
удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего,
воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета
человеческой личности и добрых поступков.
Фольклор - одно из действенных и ярких
средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей,
формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем
развитии. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются
их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они
расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное
развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего
развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное
отношение к миру.
Устное народное творчество таит в себе
неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Детский фольклор - обширная область устного
народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный,
наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не
подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением
природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь
взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают
приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к
тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики,
мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклор для детей
созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки,
прибаутки, сказочки. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего
возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки
должны соответствовать уровню развития детей и интонация, с которой они
произносятся , должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают
детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают,
настраивают на сон, отдых. В первые годы жизни ребенок почти все время
находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить
его эстетитические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что
его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и
многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку
колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он
уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу
вашего вдохновения.
Чтение народных песенок, потешек,
сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на
чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка,
спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение
обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Очень важно научить малыша слушать,
вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно
обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные
игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить
играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок
играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или
щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов
могут быть " металлофон, бубен, барабан, дудочка, треугольник. Внимание
вашего малыша будет зависеть от того, насколько вы заинтересуете малыша,
увлечете ребенка своими действиями.
Эмоциональность, любознательность ребенка, его способность видеть
красоту окружающего мира и родного языка во многом зависит от воспитывающих их
взрослых. Прекрасно, если родители и педагоги наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки,
если способны обогатить среду, в которой он растет, раскрасить всеми цветами
радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Народное поэтическое
слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту
среду.
Приложение
Баю, бай, Баю, бай,
Ты, собачка не лай,
Белолапа, не скули,
Мою дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Моя доченька боится.
*
Баю, баю, баю, баю,
Ты уже напился чаю,
Кашку съел и наигрался,
Нашалился, наболтался,
Так теперь уж засыпай.
Баю, баю, баю, бай.
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
« Кра-кра-кра!
Маленькому спать пора!»
В окна голуби взглянули:
« Гули, гули, гули, гули,
Надо маленькому спать,
чтобы утро не проспать.»
Баю, баюшки, баю,
Как я деточку люблю!»
*
Нам
ножки сегодня сказали:
"Мы так сегодня устали,
Мы столько сегодня прыгали,
Что больше совсем не хотим,
Чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
Чтобы завтра снова пуститься в путь".
И ручки сказали:
"Мы тоже очень устали,
Мы одевали, кормили и мыли
И ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?"
И каждый пальчик сказал:
"Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!"
И ушки вдруг зашептали:
"И мы тоже устали!
Мы целый день
Всех внимательно слушали.
Мы столько узнали:
Мы были бы рады,
Если б поспали!"
И глазки сказали:
"Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
А теперь хотим мы поспать,
Давайте нас закрывать!"
И ротик сказал и зазевал:
"Я тоже устал,
Я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
"Доброе утро" сказать!"
И язычок пролепетал:
"А сколько я рассказал,
Почмокал, почавкал и прорычал,
Я тоже очень устал!"
И только носик промолвил:
"А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
Отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
И спокойно дышать и дышать".
*
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай, баю, бай. *
Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.
*
Пошёл
котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшу положить,
Ваня будет крепко спать,
Котик - Ванечку качать.
*
Пошёл котик на Торжок
Купить Кате пирожок.
Пошёл котик под мосток
Ловить рыбку за хвосток.
Придет
котик к Катеньке,
Велит
Кате спатеньки.
*
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!
*(зажимаем
пальчики) Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Тс-с-с...