Синдром дефицита внимания и гиперактивность.
Корнилова И.В.,
воспитатель
МБДОУ №15
Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на
чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а
гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины
возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции
детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать
поведенческий аспект:
1.Родителям необходимо поменять свое поведение и отношение к ребенку:
- проявлять достаточно твердости и
последовательности в воспитании;
- контролировать поведение ребенка, не навязывая
ему жестких правил;
- не давать ребенку категорических указаний,
постарайтесь избегать слов «нельзя», «нет»;
- реагировать на действия ребенка неожиданным
способом (шутить, повторять его действия, оставить в комнате одного и т. д.);
- строить взаимоотношения с ребенком на
взаимопонимании и доверии;
- повторять свою просьбу одними и теми же словами
много раз (учитесь терпению…);
- не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно
извинился за свой проступок (скорее всего - он просто еще не готов сделать
это.);
- обязательно выслушивать то, что хочет сказать
ребенок.
2. Если вы хотите помочь своему
ребенку, Вам просто необходимо изменить микроклимат вашей семьи:
- уделяйте достаточно внимания вашему ребенку;
- старайтесь больше времени проводить всей семьей;
- не ссорьтесь в присутствии ребенка, не
употребляйте бранных слов (ребенок как губка впитывает модель поведения своих
родителей, и положительное, и отрицательное).
3.Постарайтесь организовать
ребенку режим дня, выделите место для занятий: для настольных игр, лепки,
рисования, чтения и т.д.:
- твердый распорядок дня необходим не только
вашему ребенку, но и всем членам семьи;
- занимайтесь вместе с ребенком интересными им
делами, показывайте свою заинтересованность, дайте ребенку пример успешного
выполнения заданий не отвлекаясь на другие дела;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время
выполнения ребенком задания;
- избегайте по возможности шумных игр, больших
скоплений народа (всего,что возбуждающе действует на нервную систему ребенка);
- небходимо помнить, что переутомление
способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Рекомендации для родителей:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное
задание и наказание за плохое поведение
- не прибегайте к физическому наказанию
- чаще хвалите ребенка, т.к. он чувствителен к поощрениям
- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте
его, предварительно обсудив их с ребенком
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка
- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время
Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются
результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут
средства убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий
- запрет на приятную деятельность, компьютерных игр
- внеочередное дежурство на кухне и т. д.
Надеемся, что наши рекомендации
помогут семьям в вопросах воспитания детей.