Удивительное явление
искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с
упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь,
увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только
художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в
своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки
детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что
говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.
Зачем и почему дети
рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на
первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от
хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль,
горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в
конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает
чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов,
обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все
это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование – большая и
серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника
вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя
продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно
изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и
закорючек.
Что касается смешных
неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития
зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается
в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного
изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в
этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется
окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая
значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям
нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И.
Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем
тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское
рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в
процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном
с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое
мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь
рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка
быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту
возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря
на нехватку слов.
Большинство специалистов
– и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из
видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект
или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая
закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».
Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем,
обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки,
борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем.
Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и
разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической
речью».
Будучи прямо связанным с
важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и
мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но
и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые
знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления
о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Немаловажное значение
для развития ребенка имеет такое увлекательное занятие, как раскрашивание
готовых форм. Во время закрашивания
картинки у детей развивается внимание, координация движений,
усидчивость, мелкая моторика, закрепляются знания цвета, формы, расширяются
представления о предметах, развивается познавательный интерес. Разумеется, речь
идет о «правильных» раскрасках.
К сожалению, множество современных раскрасок
составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и
они разные, так что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких
перегружены деталями, усложнены до неузнаваемости и не очень привлекательны.
Они не поддерживают интерес к рисованию и не дают толчок к самостоятельному
творчеству.
Как же определить, насколько хороша раскраска и
подходит ли она для вашего малыша?
Вот вам простой «тест», который поможет сделать
правильный вывод.
- все изображения в раскраске крупные, без мелких
деталей.
- широкая контурная линия(2-4мм) скроет
естественные погрешности неумелой руки малыша.
- образы в раскраске конкретны и легко узнаваемы.
- изображения стилизованы настолько, что движения руки
ребёнка легко повторяют силуэт.
- все картинки симпатичные, добрые, интересные.
- каждый рисунок ребёнок может дополнить по своему
желанию.
- раскраски вызывают яркую эмоциональную реакцию и
приглашают к рисованию.
- Чем старше ребенок, тем больше деталей и меньше их
размер.